Создание условий для приобретения обучающимися позитивного
социального опыта
Одной из
задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для
приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация - одно из условий подготовки школьников, способных
возродить общество и духовность нации и развить идею государственности,
обращенную к человеку. Социализация подростков в Муниципальном
общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 6» города
Гая Оренбургской области осуществляется в учебной и во внеклассной
деятельности, в которой делается акцент на внедрение социального
проектирования, волонтерского движения, на создание условий для успешной
социализации школьников. Система воспитательной работы, созданная в школе, дает
возможность учащимся приобрести
социальный опыт через самоуправление в
Школьной Республики «Союз Неугомонных Граждан». Как и воспитательная система школы в
целом, учебная и внеклассная деятельность учителя информатики направлена на
развитие социально-адаптированной личности учащегося, способной к
самореализации и саморазвитию. Основные принципы этой работы: самоактуализация,
индивидуальность, творчество и успех, доверие и поддержка, право выбора. Я возглавляю Бюро информационных технологий
(БИТ), одним из направлений которого является организация работы департамента
Пресс-центр. В нем объединены группы учащихся, работающих по следующим
направлениям: электронная газета, издательский центр, видеостудия, тьюторская и
проектная деятельность, школьный сайт. Социализация в каждом из направлений
происходит в основных сферах: практическая
деятельность, общение, самосознание. Все сферы формируют социально
полезные навыки, определяют развитие самосознания не только в контексте
развития образа собственного «Я» как «активного субъекта деятельности» и
уникальной личности, но и как элемента, части общечеловеческого или группового
«Мы». Все события жизни школьной
республики освещаются в электронной газете «Школьный звонок». Работа детей в
должности редактора, корреспондентов, корректоров, оформителей дает возможность
осуществить свою профессиональную пробу. Успешность работы этой группы учащихся
подтверждается победой (1 место) на областном конкурсе «ОренИнфо-2009» в
номинации «Электронная газета». «Школьный звонок» выпускается в школьном
издательском центре «Полиграф». Учащиеся, объединенные этим центром, создают
брошюры, бюллетени, поздравительные и информационные листовки для ветеранов
труда и войны, родителей, учащихся и учителей. За последние годы были созданы следующие материалы: «Доброе
утро, ветеран», «С днем рождения, ветеран», «Дети войны празднуют победу». Работа
в «Полиграфе» помогает развивать информационную культуру, коммуникативные и
дизайнерские навыки. Школьная видеостудия
«Объектив» объединяет учащихся, желающих попробовать себя в киноискусстве.
Учащимися создаются ролики о жизни школы для Публичных отчетов, выпускных
вечеров, различных торжеств. Сотрудничая со школьным музеем, Центром детского
технического творчества «Радуга», городской Станцией туристов и краеведов,
принимают участие в акциях: «Солдатский платок», «Письмо солдату», «Помоги
ветерану», запечатлевают встречи с ветеранами войны и педагогического труда. В сотрудничестве
учащихся, учителей и местной телестудии был создан фильм о школе,
представленный на конкурсах «Школа Оренбуржья» и лучших школ в рамках ПНПО.
Победа школы помогла улучшить материально-техническую базу школы и
почувствовать учащимся свою значимость в общем деле. Внедрение
программ Intel «Обучение для будущего» и Intel «Путь к успеху» определило организацию тьюторского и волонтерского
движений. Ученики-тьюторы обучили компьютерной грамотности своих родителей в
рамках акции «Компьютер и родители», и своих бабушек и дедушек в рамках акции
«Общение без границ» (обучение пенсионеров работе с электронной почтой для общения с близкими)
проходившей в школе. Силами тьюторов был создан пакет раздаточного
дидактического материала для учащихся начальной школы к урокам информатики.
Взаимодействие пресс-центра с социально-валеологической службой школы дало
возможность широко осветить проектно-исследовательскую работу волонтерских
отрядов и привлечь внимание родительской общественности и жителей микрорайона к
общественно-значимым проблемам. Так были созданы и реализованы проекты: «За
чистый город», «Обустройство спортивной площадки школы», «Царство игр и забав»
(создание игровой комнаты для Школы полного дня), «Зеленая зона», «Долгую жизнь
тренажерному залу». Все это дало возможность учащимся проявить свою гражданскую
позицию, почувствовать свою значимость в решении социальных вопросов и
приобрести позитивный социальный опыт. Члены пресс-центра освещают деятельность
учащихся школы в таких акциях, как «Милосердие», «Помоги ребенку», «Островок»,
призывая их к гражданской ответственности и активной деятельности по оказанию
помощи пожилым людям, инвалидам, детям-сиротам, ветеранам. Проявить
свою активную гражданскую позицию школьники смогли участвуя в выборах в муниципальные
Молодежные палаты (парламенты) Оренбургской области. На время кабинет
информатики стал участком электронного голосования, а учащиеся – активными
членами предвыборной и выборной кампаний. Именно здесь раскрылись
ответственность, организаторские способности детей, сумевших привлечь такое
количество школьников, что победителем стала учащаяся 9 класса школы Наумова
Саша.
Важным
направлением работы БИТ является информирование общественности о достижениях и
успехах школы как через средства массовой информации, так и через школьный
сайт, имеющий следующие рубрики: «История школы», «Ученикам», «Спортивная
жизнь», «Конкурсы» и другие. В процессе
работы над сайтом учащиеся приобретают
навыки сетевого взаимодействия, развивают информационную культуру, получают
возможность для творческой и профессиональной самореализации, совместного решения поставленных задач.
Моя
деятельность по созданию условий для приобретения учащимися позитивного
социального опыта продолжается и в летнее время через функционирование
профильного отряда «Информашка» на базе оздоровительного лагеря «Солнечная
горка» ОАО «Гайский ГОК». Наряду с освоением компьютерной грамотности дети
создают социально значимые проекты и ведут летописи смен. Одним из условий успешной
социализации школьников является организация исследовательской деятельности в
рамках реализации школьной программы «Одаренные дети», что позволило многим из
них проявить свои интересы и способности в создании исследовательских работ,
представленных на научно-практических конференциях различных уровней: городской (1 место – 2008,
2009 г.), региональный (2 место – 2008 г.), участие в межвузовской
научно-практической конференции «Россия как трансформирующееся общество, 2009
г.», в Международной олимпиаде по основам наук.
Исследовательская
деятельность способствует развитию творческих данных детей, дает возможность
проявить себя в различного рода конкурсах, требующих логического мышления,
социального опыта, креативности. Учащиеся становятся победителями не только в
городе, но и в регионе. Любимым стал конкурс по информационным технологиям
«ОренИнфо», на котором ежегодно ребята завоевывают призовые места. Творческие
работы «Мюнхгаузен и пиринговые сети», «Космические дали» принесли победу в международном
конкурсе «Познание и творчество». Работа «В инженеры б я пошел, пусть меня
научат» стала лучшей в международном интеллектуальном турнире чемпионов «Лидер» по информатике.
| Прослеживается позитивная динамика количества победителей в конкурсах по информатике и информационным технологиям различного уровня. Востребованность в приобретении информационной культуры и компьютерной грамотности среди учащихся велика |
За «продвинутыми» детьми тянутся ребята
из группы социального риска, которым предоставляется возможность работать в
кабинете информатики для поиска дополнительного материала к урокам,
самообразования, создавать свои блоги, открывать web-страницы,
общаться в виртуальном мире, развивая коммуникативные способности, приобретая
позитивные навыки и умения. В результате появился отряд «Flash», собравший трудных подростков, которые во многом
стали подспорьем в организации предметных декад, внеклассных мероприятий.
Динамика сформированности общественной активности
учащихся в оценке учителей, старшеклассников
и родителей (в %)
Данная диаграмма свидетельствует о позитивной динамике сформированности
общественной активности учащихся с точки зрения педагогов, учащихся и
родителей. Являясь инициатором и руководителем городского конкурса творческих
работ по информатике и информационным технологиям, я сплотила вокруг себя
единомышленников способных к реализации своего творческого потенциала и
привлекла внимание общественности к талантливой молодежи. В результате четыре
моих ученика были приглашены на стажировку с дальнейшей перспективой постоянной
работы в ИП «Компьютерный салон» города Гая. Анализ результатов представленной
деятельности показывает, что созданные условия дают возможность школьникам для
самореализации и дальнейшей успешной социализации. Опыт работы представлен
на педагогическом совете «Роль
учителя-предметника в развитии ключевых компетенций учащихся» и на заседании городского методического
объединения учителей информатики: «Роль сетевого взаимодействия для создания
условий приобретения учащимися социального опыта».
|